К основному контенту

Чай, как парфюм/Открытие Mariage Frères в Москве

Этой осенью в Москве открылась чайная ‘Le Voyage du The’ - первый монобренд легендарного французского чайного дома Mariage Frères, известного всем любителям парфюмерии, как место вдохновившее Жан-Клода Эллена на создание культового аромата Eau Parfumée au Thé Vert от Bulgari. Я отправился на Патриаршие, где расположился бутик, чтобы попробовать чай и заодно выяснить, в чем именно нашел вдохновение выдающийся парфюмер...
История создания  Eau Parfumée au Thé Vert, рассказанная в свое время Чандлером Берром, может вполне сойти за прекрасный миф. Жан-Клод вместе со своей женой Сюзанной, являясь большими поклонниками чая, были постоянными клиентами Mariage Frères. И каждый раз, посещая этот бутик, Эллена отмечал в своем "молескине" идеи для новых ароматов (надо сказать, что Эллена делал это постоянно не только в Mariage Frères ), а потом, возвращаясь в лабораторию, создавал скетчи понравившихся ему запахов.

Однажды, зайдя в бутик, он попросил дать ему возможность понюхать все чаи, которые  у них были. Ему разрешили, и один из дней он провел "погружая" свой нос в почти бесконечное количество металлических канистр и баночек с чаем, выстроенных в строгий ряд на полках магазина.

То, что в результате нашел Эллена оказало колоссальное влияние на всю его будущую карьеру и творчество. Выглядевшее словно фокус, простое соединение двух молекул - бета-ионона (синтетический компонент открытый в 1893 году, ассоциирующийся с запахом фиалок) и Hedion (или проще, метил-дигидрожасмонат - молекула изолированная из жасмина в начале 1960-х) вместе давало запах чая. Позже Эллена назовет это "изменением смысла без изменения значения".
Однако, по словам Эллена, в аромате Eau Parfumée au Thé Vert он не копировал какой-то конкретный чай, а скорее ощущение от запаха чая. Я начинаю понимать о чем говорил Эллена, когда сам пытаюсь пройти тот же путь: консультант любезно по очереди открывает металлические банки с чаем, позволяя мне вдохнуть спрессовавшийся в них за день аромат.

Ощущения удивительные. Наверное, потому что несколько веков чай Mariage Frères выращивается на собственных или взятых в долгосрочную аренду компанией плантациях по всему миру и благодаря специальной технологии упаковки доставляется в неизменном виде. И все, что вы вдыхаете  - не просто аромат чая, а почти воздух того места, в котором он был  выращен. Консультант снимает крышку и спрашивает "Что я чувствую?" - Я отвечаю - " Озон и снег" -  и это оказывается высокогорный гималайский чай. "Аромат железа и чего-то красного" - чай с жарких кенийских плантаций. Можно угадывать бесконечно. Это захватывает. Дарджилинг пахнет как ничто другое - бодрящий и холодный, словно зимнее солнце.
И почти мгновенно становится очевидным одна вещь: почему Эллена был вдохновлен этим. Именно запах чая выражал ту идею простоты и естественной прозрачной свежести, которую он искал и которая стала его отличительной чертой на долгие годы.
После этого, некоторые ароматы становятся для меня понятнее и ближе . Я "переслушал" все чаи из провинции Юньнань, что были в бутике и аромат Osmanthe Yunnan предстал для меня в новом свете - эта концепция запаха чая трансформированная в концепцию бесконечной свежести и внезапной радости открытий.

Я пробую другие купажи и каждый раз нахожу в них схожие с ароматами Эллена черты. VOYAGEURS - бергамот и порох -  Terre d'Hermès.  MAHARAJAHS - темная лаванда и ментол - Brin de Réglisse. Vanilla Sencha - легкий ванильно-цветочный - Vanille Galante. Невероятно! Вам сразу становится понятно, откуда взялась та субтильность, свойственная структуре работ Эллена - он будто "украл" ее у чая - ощущение абсолютной невесомости аромата и, в то же время, насыщенность множеством незаметно проступающих деталей, как если бы вы смотрели на белое-на-белом композиции Малевича. Чистая абстракция. И чистая эмоция.
Я делаю небольшую передышку в истории с Эллена и  прошу консультанта показать мне что-нибудь необычное. Его рука мгновенно тянется к банке с названием Tsar Alexandre - чай созданный в честь Александра I  - запах кожи и дегтя, почти фундаментальная для парфюмерии вещь в виде чая, который, в отличии от духов, можно попробовать на вкус.

Потом я прошу показать мне самый дорогой чай, который у них есть. Им оказывается MIYAZAKI - редчайший зеленый чай  из небольшого японского городка Takanabé. Ребята, любезно заварили его. Я жду, когда он немного остынет (так его надо пить), а потом пробую. Очень необычно. Легкий цветочный аромат, перемешанный с ароматом йода и вкусом высушенных водорослей нори.


Возвращаюсь к тому с чего начал - к Eau Parfumée au Thé Vert. Он появился на свет в 1993 году, а в 2013-ом ему будет уже 20 лет. Начавшись с казалось бы невероятной идеи, в которую верил только один человек, au Thé Vert породил множество копий и создал новый стиль, новый парфюмерный язык. Я выхожу из бутика ‘Le Voyage du The’ с мыслью о том, что сам не верил, что простой чай может стать вдохновением для чего-то интересного и нового. Я ошибался. Этот чай может. Потому что он сам похож на настоящее искусство.

Особая благодарность за подготовку текста - Анне Карабаш, pr-менеджер ‘Le Voyage du The’, Наталье Смирновой - pr-менеджер Bvlgari. 
Бутик ‘Le Voyage du The’ - Москва, ул. Малая Бронная 22/15.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Жан-Клод Эллена/"Дневники парфюмера"

Выходит новая, уже третья книга парфюмера Hermès Жан-Клода Эллена "Дневники парфюмера". К сожалению (для меня) на французском, но думаю каждому, не равнодушному к теме, будет интересно узнать, о чем думает Эллена при создании своих ароматов и из чего рождается этот стопроцентно узнаваемый стиль главного на сегодняшний день мастера интеллектуальной парфюмерии. Отрывки здесь . Заказать можно здесь .

Возвращение короля!/Лука Турин возвращается в игру

Отец-основатель парфюмерной критики, создатель и соавтор легендарного "Парфюмерного Гида"   Perfumes: The A-Z Guide   Лука Турин возвращается после пятилетнего молчания! Как стало известно, в качестве штатного парфюмерного критика, с августа он начнет вести колонку в арабском STYLE.COM , которая будет носить название  "Message in a Bottle" . Турин будет освещать новинки местного и международного рынка, а так же знакомить читателей с новой классикой и нишевыми брендами. Так же стало известно, что продолжение "Гида", охватывающее период с 2008 по 2014 год выйдет в конце 2014-ого года.

FRAGRANZE 21 (2023) Парфюмерная выставка

  С 15 по 17 сентября пройдет долгожданная парфюмерная выставка во Флоренции, темой которой станет иссследование нашего восприятия ароматов через различные медиа